Мы вконтакте

Ростовка велосипеда. Как выбрать?

До начала 1980-х велосипеды разного размера различались исключительно тем, что верхняя труба на велосипедах большего размера размещалась выше. Так как у велосипедистов различного роста длина верхней части тела также различается, производители устанавливали выносы разной длины с целью компенсации одинаковой длины верхней трубы. Позднее появились рамы, имеющие пропорционально изменяемую длину верхней трубы. С тех пор размеры рамы велосипеда различались не на 2 дюйма, а на 2-3 см.

Выбор размера рамы велосипеда

Число, обозначающее размер рамы, обычно указывает длину подседельной трубы. Последующая сложность выбора оптимального размера рамы заключается в отсутствии единых стандартов для определения длины подседельной трубы велосипеда. Также сложно определить, где именно заканчивается подседельная труба.

По старому стандарту измерения это расстояние от каретки до верхнего края подседельной трубы. Но некоторые изготовители решили, что это чересчур просто, потому предложили брать расстояние от центра каретки до точки пересечения подседельной трубы с верхней трубой велосипедной рамы.

Статья по теме: Как выбрать велосипед

Некоторые модели велосипедов, в конструкции которых труба подседельная выступает за верхнюю рамную трубу (а таких немало) измерялись от центра каретки до точки пересечения с верхней трубой.

Модели велосипедов со слоупинговой геометрией (таковых сейчас большинство) измерялись расстоянием между кареткой и виртуальным пересечением с верхней трубой велосипеда, как если бы последняя шла параллельно земле.

Ростовка горных и гибридных велосипедов

Таблица ростовок гибридных и горных велосипедов

Длина верхней трубы велосипедной рамы

Когда говорят про размеры рамы велосипеда, обычно подразумевается длина подседельной трубы. Ранее она была единственной переменной, но с возникновением пропорциональной системы изготовления рам, при которой части её изменялись пропорционально при изменении размера велосипедной рамы, длина подседельной трубы ушла на второй план. Сейчас высота подседельной трубы дополнилась ещё одним параметром размера рамы, а именно - длиной верхней трубы. Данная часть геометрии велосипедной рамы значительно определяет посадку велосипедиста. Ясно, почему нельзя покупать слишком высокую раму, но непонятно, почему слишком маленькую раму тоже нельзя брать. Ранее можно было бы на это ответить, что седло и руль на маленьких рамах находятся слишком низко. Но это было бы внятным ответом лишь 20 лет назад, когда ещё не было подседельных длинных штырей, а выносы различались исключительно длиной, но с началом массового выпуска горных велосипедов и запчастей к ним появились длинные подседельные штыри и самые разные выносы, на любой вкус. Сегодня есть много систем подбора рамы, требующих измерения разных длин тела велосипедиста. Их надо использовать с определёнными корректировками под себя. Такая система позволяет получить рекомендации относительно длины подседельной трубы, а также верхней трубы рамы, с правильными выносами велосипедного руля. К примеру, Вам могут предложить длину подседельной трубы 58 см, а длину верхней трубы - 66 см. Из означенных 66 см 61 см может приходиться на верхнюю трубу, а 5 см - на вынос, либо 54 см может приходиться на верхнюю трубу, а 12 см - на вынос. Конечно, не следует пользоваться экстремальными комбинациями, поскольку велосипед может начать управляться странно из-за изменения позиции рук относительно поворотной оси велосипеда.

Угол подседельной трубы

Сравнение 2-х рам по длинам верхних труб будет правильным в случае, если у них равный угол подседельных труб. 1 градус угла подседельной трубы обычно добавляет 1 см к длине верхней трубы. Вообще угол подседельной трубы весьма важен, однако в рамах велосипеда различного размера эти углы различаются не столь сильно, как, к примеру, длина верхней трубы. Перемещение седла вперед-назад помогает выбрать оптимальную позицию его и, если имеются серьёзные нестыковки размеров, есть специальные подседельные штыри, предполагающие различные регулировки положения велосипедиста. Положение седла относительно каретки – это ключевой признак, определяющий правильность подобранной на велосипеде посадки. Масса тела на велосипеде распределена по 3-м точкам:

  1. Седло велосипеда поддерживает корпус и таз.
  2. Педали держат ноги.
  3. Руль - опора для рук.

Ноги и таз несут на себе массу тела велосипедиста, но руки и запястья не предназначены для этого. Дискомфорт рук - распространённая жалоба у велосипедистов, он вызывается неправильной посадкой. Боль в плечах, руках, запястьях, шее часто бывает из-за неправильной подгонки руля. Менее очевидна связь регулировки положения седла с проблемами в данной области. Можно провести небольшой эксперимент:

Встать посреди комнаты, наклонить тело вперёд, так, будто вы едете на велосипеде. Затем сделать то же самое, прислонившись к стене спиной перед прогибом вперёд. Тогда вы обнаружите, что нельзя принять позу велосипедиста без падения вперёд либо не держась за что-либо, поскольку нельзя поддерживать баланс тела, не отодвигая таз назад, ведь таз - это как бы противовес верхней части тела, наклонённой вперёд. Основную массу велосипедиста должны нести педали, однако, если седло сдвинуто чересчур сильно вперёд, ноги не способны поддерживать верхнюю часть тела. Тогда придётся наклоняться вперёд, сильней опираться на руль, нагружая свои руки. Разные стили катания предполагают различные силы давления на велосипедные педали. Гонщики используют значительную силу, потому сёдла их немного сдвинуты вперёд. А для любителей и для использующих велосипед для “моциона” более предпочтительна посадка со сдвиганием седла назад. У рам для триатлонистов и гонщиков с раздельным стартом иногда имеется угол подседельной трубы, достигающий 90 градусов. Аэродинамичные красивые рамы данных велосипедов сделаны с расчётом на то, что масса велосипедиста приходится на руки, согнутые в локтях, которыми тот держит разделочный велосипедный руль типа “лежак”.

Ростовки шоссейных и фиксед гир велосипедов

Таблица ростовок шоссейных и fixed gear байков

Её подобрать труднее, поскольку определяют её не конкретные размеры частей тела, а скорее физическая форма велосипедиста и его стиль езды. Низкий руль подразумевает наклоненную вперёд и вниз посадку. Рассмотрим 2 крайности. Первая - старый дедуля, проезжающий 50 км за год на скорости до 15 км/ч, вторая - подлинный профессионал велоспорта, с неимоверной силой тянущий за собою велосипед в финишном рывке на скорости свыше 60 км/ч. Дедушка тихонько жмёт педали, вся его масса приходится на седло. Если посадить его на велосипед, у которого низкий руль, то он вскоре ощутит боль в руках и в запястьях, шея и плечи сильно устанут. При этом корпус спринтера удерживают ноги, крутящие педали и тянущие вверх тело. Руль на себе не несёт вес велосипедиста, кроме того, спринтер его тянет вверх для компенсации усилия ног. Тело спринтера пребывает в абсолютной гармонии с рулём, расположенным низко.

Идеальное расположение велосипедного руля зависит от физической формы велосипедиста и интенсивности педалирования. Весной рекомендуется постановка руля повыше и опускание его в ходе обретения физической формы. Велосипедист, постоянно крутящий педали, комфортнее будет чувствовать себя при более низко расположенном руле.