Что такое фиксед гир?
Мы вконтакте

Что такое фиксед гир?

Согласно Википедии:

Велосипед с фиксированной передачей (англ. fixed-gear, сленг. глухарь, fix gear, fixie, фиксед, фикс) — велосипед, у которого отсутствует свободный ход и постоянно крутятся педали, если крутится заднее колесо

Велосипед с фиксированной передачей (велосипед с трансмиссией без свободного хода, фиксед, или фикс) – это велосипед, оснащенный колесом с втулкой без свободного хода. То есть такой велосипед не может двигаться по инерции, так как его педали все время вращаются, пока он находится в движении.

Задняя звездочка, или зубчатая шестерня, навинчивается непосредственно на фиксированную заднюю втулку. Когда вращается заднее колесо, педали вращаются в том же направлении. Это позволяет ездоку останавливать велосипед тормозом, приводимым в действие обратным ходом педалей.

Как правило, велосипеды с трансмиссией без свободного хода представляют собой велосипеды с одной передачей — то есть велосипеды без механизма переключения скоростей, оснащенные одной звездочкой, прикрепленной к задней втулке, и одной звездочкой, прикрепленной к шатуну. Однако существуют и исключения: например, компания Sturmey-Archer производит кассету с 3мя задними звездочками для многоскоростных велосипедов с фиксированной передачей. Большинство фикседов имеет только передний тормоз, а некоторые не имеют и его.

Применение

Трековый велосипед представляет собой разновидность велосипеда с фиксированной передачей. Он используется для трековых гонок на велодроме. Но поскольку велосипед с фиксированной передачей это просто велосипед с колесом без свободного хода, то он может представлять собой любой тип велосипеда.


Втулка флип флоп

Втулка флип-флоп

Некоторые велосипедисты, участвующие в шоссейных гонках, используют в зимние месяцы велосипеды с фиксированной передачей для тренировок. Как правило, они предпочитают велосипеды с низким передаточным коэффициентом, считая, что это помогает совершенствовать стиль работы с педалями. В Великобритании до 1950 года велосипедисты часто использовали велосипеды с фиксированной передачей в гонках на время. В 1959 года гонку на время на расстояние 25 миль выиграл Альф Энгерс. Его рекорд составил 55 минут 11 секунд. Он проехал маршрут на 84-дюймовом велосипеде с фиксированной передачей. Фикседы также часто использовались, и продолжают использоваться, в конце сезона гонок категории hillclimb (преодоление подъемов), а именно осенью.

Во времена, когда гонщики имели всего лишь один велосипед на все случаи жизни, они “раздевали” их и оставляли колеса для шоссейных и трековых гонок. Затем они устанавливали брызговики и багажники и использовали эти же велосипеды для клубных пробегов, туризма и зимних тренировок. К 1960-ым года в моду вошли велосипеды с переключением скоростей. От использования велосипедов с фиксированной передачей на дорогах отказались на несколько следующих десятилетий. В последние годы возрождается интерес к фикседам и их популярность неуклонно растет.

Особую популярность велосипеды с фиксированной передачей получили в городах Северной Америки благодаря своеобразным пристрастиям местного населения в дизайне.

Специальные дорожные велосипеды с фиксированной передачей производятся многими известными производителями. Как правило, такие велосипеды стоят дешевле и характеризуются плавной геометрией рамы в противовес геометрии трековых велосипедов.

Велосипеды с фиксированной передачей также используются для игры в велобол, велополо и для художественного катания на велосипедах.

Велосипед с фиксированной передачей отлично подходит для выполнения различных упражнений, в которых райдер может удерживать велосипед неподвижно с помощью ног, поставленных на педали.

Преимущества и недостатки

Одно из основных преимуществ фикседа – его легкость. В отличие от велосипедов с механизмами переключения скоростей, велосипеды с фиксированной передачей не оснащаются дополнительным оборудованием, что существенно снижает их вес. К тому же трансмиссии велосипедов с фиксированной передачей более эффективны с механической точки зрения, чем трансмиссии других типов велосипедов, так как большая часть усилия передается непосредственно от гонщика на колеса. Таким образом, фиксед требует меньших затрат энергии для движения при использовании любой передачи, нежели велосипед, оснащенный механизмом переключения скоростей, разгоняемый на такой же передаче.

В условиях скользких дорог некоторые гонщики предпочитают кататься на фикседах, потому что считают, что эти велосипеды позволяют добиться лучшего сцепления заднего колеса с поверхностью дороги.

Только вот спускаться на таких велосипедах по наклонной плоскости гораздо сложнее, так как велосипедисту приходится крутить педали на высокой скорости (иногда более 170 об/мин), или же использовать тормоза для сброса скорости. Некоторые считают, что вынужденная большая скорость вращения педалей на спуске увеличивает силу и выносливость, что, так сказать, позволяет повысить эффективность работы педалями на любом типе велосипеда. Однако повышение эффективности работы с педалями на фикседе несравнимо с теми преимуществами, которые предлагает freewheel велосипед.

Некоторые велосипедисты считают, что тренировки на фикседах позволяют развить более эффективную технику педалирования, что позволяет затем добиться большей эффективности при катании на велосипеде с задним колесом свободного хода.

Однако, райдер, привыкший к велосипеду с задним колесом свободного хода, впервые севший на фиксед, будет стараться ехать по инерции при приближении к препятствиям или на поворотах. Но, поскольку на фикседе нельзя ехать по инерции, подобная попытка может привести к “соскоку” ноги с педали и даже к потери управления.

Новичкам будет сложно на большой скорости входить в повороты на фикседе, так как педали могут зацепиться за дорогу, что также приведет к потере управления.

Отсутствие тормозов

Велосипедист на фикседе без тормозов

Велосипедист на фикседе без тормозов

Многие городские велосипедисты, использующие фиксированную передачу, считают, что не нуждаются в тормозах. В некоторых районах даже существует культ езды на фикседе без тормозов. Считается, что тормоза и их тросики портят аскетичный внешний вид фикседа. Велосипедисты заявляют, что езда без тормозов создает ощущение “единения с дорогой”. Однако в городских условиях велосипедисты, использующие фикседы, должны быть хорошо знакомы с окрестностями, так как в экстренном случае у них не будет возможности быстро затормозить.

Другие велосипедисты объясняют езду по дорогам без тормозов не целесообразностью, а кривлянием, основанным на поддержании имиджа. Езда на велосипеде без тормозов может быть очень опасной. Она запрещена во многих странах и может лишить человека шансов на успешное разрешение дела в суде в случае возникновения несчастного случая.

Техника

Остановить или замедлить движение велосипеда с фиксированной передачей можно обратным ходом педалей. Ездок даже может заблокировать заднее колесо и затормозить скидом (юзом). Подобная техника требует переноса веса ездока в движении с заднего колеса немного вперед и остановки контактных педалей, или педалей с туклипсами и стрэпами. Райдер останавливает вращение шатунов, блокируя трансмиссию и заднее колесо, и при этом переносит вес тела в направлении, противоположном направлению вращения шатунов. Все это приводит к торможению заднего колеса юзом и замедлению велосипеда. Торможение можно осуществлять до полной остановки велосипеда, или до того момента, пока велосипедист вновь не захочет начать крутить педали на более низкой скорости. Данная техника требует определенных навыков. Она считается опасной при входе в повороты. Мокрая поверхность дороги еще больше снижает эффективность метода.

На любом велосипеде, оснащенном только задним тормозом, сброс скорости происходит медленнее, нежели когда велосипед оснащен передними тормозами. При торможении вес велосипедиста по инерции переносится с заднего в сторону переднего колеса, что приводит к ослаблению сцепления шины заднего колеса с дорогой. Перенос веса ездока назад увеличивает эффективность торможения задними колесами. Однако наличие переднего тормоза на велосипеде может повысить эффективность торможения на 70 % и более.

Ограничения

В Австралии велосипеды считаются транспортными средствами, управлять которыми нужно в соответствии с ПДД. По закону необходимо, чтобы велосипед был оснащен хотя бы одним функционирующим тормозом.

В Дании все велосипеды должны быть оснащены работающими тормозами на оба колеса, а также отражателями и звонками.

Во Франции, чтобы велосипед можно было использовать для езды по дорогам, он должен иметь 2 тормоза, 2 фары, множество отражателей и звонок. Однако правовые нормы редко применяются на практике. Поэтому здесь можно увидеть всевозможные официально не одобренные для езды велосипеды.

В Германии все велосипеды должны быть оснащены тормозами на оба колеса, а также отражателями и звонками. В Бонне местный суд постановил, что тормоз, приводимый в действие обратным ходом педалей, является допустимым для использования тормозом. Тем не менее, использование крутых велосипедов, особенно профессиональных фикседов, в Берлине полиция называет “опасной тенденцией”.

В Новой Зеландии по закону все велосипеды должны быть оснащены минимум “...хорошим задним тормозом...”, а велосипеды, выпускаемые с 1 января 1988 года, должны также иметь –“...хороший передний тормоз...”

В Испании все велосипеды должны быть оснащены соответствующей тормозной системой передних и задних колес, а также звонком.

В Великобритании правила, регламентирующие конструкцию и эксплуатацию педальных велосипедов, от 1983 года требуют, чтобы велосипеды“с седлом, установленным на высоте выше 635 мм,были оснащены независимыми тормозными системами, одна - на заднем колесе, вторая – на переднем”. Принято считать, что велосипед с системой переднего тормоза и тормоза, срабатывание которого обеспечивается за счет обратного хода педалей, удовлетворяет требованиям закона.

В США во многих штатах запрещено законом использовать велосипед без тормозов на дорогах. Однако запрет сводится к фразе “… должен быть оснащен тормозом, который позволит человеку, катающемуся на велосипеде, заставить колеса тормозить юзом на сухой, ровной и чистой поверхности тротуара...”. Некоторые считают, что эта фраза допускает использование в качестве тормоза ног и передач. Комиссия по определению безопасности товаров массового потребления запретила продавать в рознице велосипеды без тормозов. Исключение составляет лишь “трековые велосипеды” (…велосипеды разработанные и предназначенные для продажи в соревновательных целях, оснащенные однокамерными шинами, характеризующиеся однократным передаточным отношением и без функции колеса со свободным ходом...).

Переделка

Многие компании продают велосипедные рамы, разработанные специально под использование втулки без свободного хода. Втулка велосипеда с фиксированной передачей или трекового велосипеда имеет специальную резьбу для запорного кольца, которое затягивается в направлении (против часовой стрелки), противоположном направлению вращения зубчатой шестерни. Это гарантирует, что шестерня не открутится в момент торможения обратным ходом педалей.

горизонтальный дропаут

Горизонтальный дропаут стальной рамы городского велосипеда, превращенного в односкоростной. Кронштейн, на который крепится задний переключатель (ниже оси колеса),и ушко (выше оси колеса) для установки щитка или багажника не используются.

Велосипедисты предпочитают превращать велосипеды со свободны ходом в фикседы по многим причинам. Для переделки подойдут велосипеды, рамы которых оснащены горизонтальными дропаутами. Рамы с вертикальными дропаутами подходят меньше.

Один из методов переделки заключается в замене заднего колеса на колесо с фиксированной втулкой.Другой метод заключается в использовании втулки, разработанной для колеса со свободным ходом и переключением скоростей. Однако такая втулка имеет обычную правостороннюю резьбу для шестерни, но не имеет обратной резьбы для запорного кольца, которое используется на трековых/фиксированных втулках. Шестерня на втулке без запорного кольца может отвинтиться при торможении обратным ходом педалей. И даже при использовании запорного кольца каретки все равно и кольцо и шестерня могут открутиться при торможении педалями. Поэтому в таких случаях рекомендуется оснащать велосипед с фиксированной передачей передними и задними ручными тормозами. Также рекомендуется использовать резьбоуплотняющее средство при навинчивании шестерни и запорного кольца каретки. Надежно зафиксировать звездочку поможет метод под названием rotafix.

Велосипеды с вертикальными дропаутамии без механизмов переключения передач требуют специального подхода к натяжению цепи. Цепь большинства велосипедов с горизонтальными дропаутами можно натянуть путем перемещения колеса вперед или назад в дропауте. Используя дополнительные приспособления можно также преобразовать в фиксед велосипеды с вертикальными дропаутами. Возможны следующие варианты:

В случае вертикальных дропаутов нельзя использовать специальные устройства для натяжения цепи, например, элементы, которые крепятся к кронштейнам дропаутов (обычно используются на горных велосипедах), потому что они повреждаются, как только натягивается нижняя часть цепи.

Чтобы правильно настроить такой параметр, как линия цепи (англ. chainline), потребуются дополнительные настройки и изменения. Цепь должна идти прямо от передней звездочки до задней. По этой причине и та и другая звездочки должны быть равноудалены от центральной линии велосипеда. Подогнанные друг к другу элементы трековых велосипедов, как правило, позволяют получить параметр chainline равный 42 мм. Но изменения в конструкции с использованием системы шатун + закрепленные на нем звезды, зачастую дают большее значение параметра. Некоторые втулки, такие как втулка ENO компании White Industries, или трековая втулка British Gold tec, лучше подходят для этих целей, поскольку позволяют получить параметр chainline, превосходящий по величине стандартный. Неправильно подобранный параметр, в лучшем случае, приведет к тому, что цепь будет шуметь, или к ее повешенному износу. В худшем случае, цепь сорвется с задней звездочки.

Это приведет к блокировке заднего колеса и искривлению рамы, если цепь попадет между задней звездой и спицами. Параметр chainline можно настроить несколькими способами, которые также можно комбинировать между собой:

Соревнования

Существуют различные виды соревнований для тех, кто предпочитает велосипеды с фиксированной передачей. Большинство этих состязаний – это трековые гонки. Велосипедисты-курьеры и прочие городские любители велоспорта могут участвовать в велогонках без правил в городских условиях. Одно из самых известных таких состязаний проводится в Нью-Йорке. В нем участвуют только фикседы и называется оно Monster track alleycat.

Также проводятся соревнования среди курьеров. Например в Токио уже девять раз проходило соревнование Mixpression. В Европе и США с 1800 годов проводятся мероприятия по демонстрации трюков на велосипедах. В Европе подобные выступления переросли в форму соревнований (Художественная езда на велосипеде ). Недавний возврат популярности фикседов позволил организовать трюковые соревнования в США и Азии. В Европе соревнования заключаются в показе одиночных и групповых упражнений на контролируемой, плоской поверхности. Тогда как соревнования в США и Азии часто включают “парковые”и “равнинные” стили, а также места, предназначенные для катания на BMX. Существуют соревнования типа игры “footdown” и велополо.

В 2006 году организацией Adventures for the Cure был снят документальный фильм о путешествии на фикседе по США. Эта же история была взята за основу при организации еще одной поездки по Америке под названием Race Across America. Событие это произошло в 2008 году. В нем участвовала команда из 4 мужчин. Владельцев фикседов, разделяющих особую философию, также можно увидеть на мировых чемпионатах на односкоростных велосипедах (Single Speed World Championships).

Обслуживание и эксплуатация

Фиксед довольно прост в обслуживании, так как оснащен меньшим числом элементов по сравнению с велосипедами, имеющими механизмы переключения скоростей. Необходимо регулярно проверять состояние звездочки на предмет наличия поврежденных зубцов и на предмет истирания. Также на предмет наличия повреждений необходимо проверять переднюю звездочку. Необходимо обязательно проверять натяжение цепи. Цепь должна быть натянута достаточно сильно, чтобы не слететь с передней или задней звездочки. Как правило, говоря о натяжении цепи, речь идет об отсутствии “видимого провисания”. Сорвавшаяся со звезды цепь может привести к большому числу нежелательных последствий. Например, цепь может заблокировать заднее колесо, или, что хуже, вызвать поломку рамы при наматывании вокруг шатуна. Для фикседа, не оснащенного ручными тормозами, даже небольшое смещение цепи означает потерю возможности торможения педалями. Помимо натяжения, стоит отметить, что цепь не слетит, если она будет натянута строго вдоль линии от передней до задней звёздочки. К тому же лучше использовать цепь “полноприводного” типа с ограниченной поперечной гибкостью. Натяжение цепи необходимо контролировать визуально по меньшей мере раз в неделю, особенно если вы ездите на велосипеде в мокрую или грязную погоду.

Как и в случае с другими велосипедами, замыкающее звено цепи должно быть надежно закреплено. Цепь можно смазывать каждый месяц. Нужно подтягивать тормоза, поскольку они постоянно изнашиваются и стираются. Необходимо проверять давление воздуха в шинах, равномерность износа покрышек, расположение рукояток тормоза. На предмет ржавления велосипед необходимо осматривать каждый день.

Субкультура

Швеция

Сообщество

Движение владельцев велосипедов с фиксированной передачей распространилось по всему миру. Вот и Швеция не стала исключением. Любители фикседов организовали интернет-форум Fixedgear.se. В настоящее время зарегистрированными участниками являются более 2300 человек. Эта площадка стала основным местом встреч и общения для шведских владельцев фикседов и энтузиастов.

В Швеции также есть несколько велоклубов, имеющих специальную нишу для владельцев фикседов. Komet Club Rouler– это клуб в Гетеборге, ежегодно организующий мероприятие Svart Katt и прочие события, ориентированные на владельцев фикседов. Соревнование Svart Katt было признано на международном уровне и по публикациям в Cog Magazine считается крупнейшей в Швеции гонкой без правил по числу участников. Аналог этого соревнования в Мальме называется Pista Malmø. Соревнование проводится каждый четверг с участием всех типов велосипедов.

Факторы популярности

Рост популярности велосипедов с фиксированной передачей объясняется несколькими факторами. Как сказал один из велосипедистов из Стокгольма, у которого брали интервью для статьи: «езда на велосипеде вызывает чувство свободы». Вы можете поехать куда пожелаете, когда пожелаете. «Большое значение также имеет ощущение принадлежности к группе», - говорит велосипедист. «Ведь все, кто катаются на великах – мои друзья». Незнакомые друг с другом велосипедисты часто здороваются во время катания. Как и в случае с другими субкультурами, чувство принадлежности является основным фактором, используемым для привлечения новых участников.

Факт того, что многие владельцы фикседов в нарушение закона ездят без тормозов, также вносит свою лепту в популярность велосипедов. По сути, такое поведение – это своего рода небольшой бунт.

Россия

Сообщество Fixed Gear Moscow

В 2007 году в Москве несколько энтузиастов собрало для катания фикседы. До этого на дорогах города можно было встретить любителей таких велосипедов, но речь тогда не шла о развитии субкультуры. Ситуация изменилась в 2007, когда в зарубежных СМИ все чаще и чаще стали мелькать сюжеты о велосипедах с фиксированной передачей, увлекая новой идеей все больше людей.

Образовалась группа велосипедистов, которые стали общаться в ЖЖ на странице так называемого сообщества Fixed Gear Moscow. По мере роста интереса и увеличения количества людей, желающих присоединится к группе, общество выделилось из ЖЖ и создало свой вебсайт с блогом и форумом.

Fixed Gear Moscow организовывало множество гонок без правил в городских условиях, турниров и прочих мероприятий, что позволяло расширять сообщество. Членами Fixed Gear Moscow организовывались и до сих пор организовываются различные проекты.